Святой Кассиан (Косьян) Мангупский

Мангупский князь Константин происходил из древнего рода Византийских императоров дома Комниных, имевшего в своем владении княжество Мангупское в Крыму, населенное в большинстве православными. Мангупское княжество, как и весь Таврический полуостров, в половине XV столетия находилось под игом мусульман и нравственным гнетом папистов-миссионеров, явившихся в Тавриду в XV столетии под видом купцов Генуэзской республики; влияние их на православных было так тяжело, что князья Кофы и Мангупа, предшественники, Константина еще в 1392 году оставляли свои владения и искали убежища в Московском государстве, так и Константин претерпевал от нашествия Турок и преследуемый папистами, вынужден был оставить свои владения в Крыму, а поселиться у своего родственнике Фомы, деспота Морейского, у которого была дочь София. Из Мореи Константин сопровождал Софию в Рим, и оттуда в Россию, когда она прибыла в Москву 12 ноября 1473 г., сопровождаемая большою свитою, состоявшею из римлян и греков. Великий князь московский Иоанн III Васильевич, после бракосочетания с царевною Софиею, богато одарил сопровождавших его невесту; некоторые из них возвратились обратно в Рим, другие остались в России, награжденные вотчинами и поместьями, поступили в русскую службу. Князь Мангупский Константин, по кротости своего характера и смирению, не мог долго находиться при великокняжеском дворе и определился боярином к ростовскому архиепископу Иосафу, который вскоре оставил труды по епархиальному управлению и удалился в Ферапонтов Белозерский монастырь: князь Константин поехал вместе с уважаемым архиепископом, и, желая в Ферапонтовом монастыре проводить жизнь подвижническую, поселился в особой келье, где вручил себя руководству старца священномонаха Филарета, мужа исполненного страха Божия и любви; потом был пострижен в монахи и наречен именем Кассиана: будучи иноком, проходил со смирением все монастырские послушания, не оставляя своего келейного правила. В это же время в Ферапонтовом монастыре жил преподобный Нил, впоследствии основатель Сорского скита, с ним Кассиан проводил время в собеседовании о богомыслии, а потом находился в переписке.Через некоторое время преподоб. Кассиан с некоторыми из братий оставил Ферапонтов монастырь, отправился в лодке по Волге и остановился на берегу устья реки Учьмы, при впадении ее в Волгу; облюбовал место, они поставили келии, проводили время в посте и трудах. Слава о подвигах и духовной жизни Кассиана вскоре дошла до князя углицкого Андрея Васильевича, который, желая видеть святого старца, послал за ним на Учму, когда преподобный пришел к князю, то после встречи много беседовал с ним, при чем преподобный Кассиан просил позволения учредить монастырь, князь не только дал свое согласие, но и наградил богатою милостынею на устроение монастыря; в то же время родился у князя Андрея сын Дмитрий, и преподобный Кассиан был восприемником его при святом крещении; по возвращении на устье реки Учьмы, поставил храм в честь Успения Пресвят. Богородицы, трапезу и новые келии; братия увеличивалась приходившими не только из ближайших мест, но и из дальних стран; потом было учреждено общежитие под управлением игумена; первым игуменом избран был инок Закхей, сам же старец Кассиан остался строителем. Обитель эту и св. старца часто посещал князь Андрей Углицкий и бояре его, оделяя монастырь богатыми вкладами, милостынею и угодьями. Однажды во время наводнения от разлива р. Волги, вода затопила монастырь, – многие келии и утварь церковная были унесены потоком воды; братие много скорбели, но преподоб. Кассиан утешал их и увещевал повиноваться воле Божией; когда же о бедственном положении монастыря старец сказал князю Андрею, то щедротами его обитель устроена была на новом, более возвышенном месте, близ старого: построены церкви – одна каменная в честь Успения Богородицы, и другая с трапезою в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; обитель, снабженная и обеспеченная всем необходимым, утешала преп. Кассиана; он жил до 102 лет, удостоился предузнать свое отшествие к Богу. – призвал к себе братию и сказал им: «Се уже, братия, моя возлюбленная приходит день скончания моего, аз убо отхожду от вас к Богу, Его же из млада возлюбих, вас же предаю Спасу, Пречистой Его матери и великому Иоанну Предтече: и по моем отшествии, братия моя возлюбленная, имейте между собою мир и любовь Божию; собрании не отлучайтеся, сиречь пения церковного, молебны пойте, и на литиях умерших поминайте, и синодик чтите; то бо суть книги животные; написано бо: аще кто поминает усопшие, тот и сам поминовен будет; страннолюбия не забывайте, молю вас, нищих питайте, вдовиц заступайте от насильствующих, христиан же своих берегите, Государю и вельможам пожалуйтесь о них, а за землю домовую Пречистыя единомысленно стойте, игумена своего слушайте, покоряйтеся и повинуйтеся о Господе, яко присному отцу своему». Много других душеполезных слов изрек, исповедался и приобщился Святых Таин, возблагодарил Бога, и скончался в 1504 году октября 4; погребен позади правого клироса в нижнем храме. При гробе его сохраняются до сего времени схима и тельный крест, им носимый. Память ему совершается 21 мая и 4 октября. После кончины святого Кассиана, господь прославил его многими чудотворениями; из них некоторые записаны в книге, хранящейся в церкви бывшего Учемского монастыря. Св. Кассиан подобием: борода большая с проседью; в руках держит хартию, на которой написано: «плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал. 5, 22); или «не скорбите убо братия моя, но по сему разумевайте, яко узкий путь входи». (“Рукоп. Жит. св. Кассиана Учем. Чуд”, хранящаяся в библиотеке упраздненной Кассиановой пустыни).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*