Чоргуньская башня – один из последних историко-архитектурных памятников на Крымском полуострове, относящийся к периоду турецкого владычества. Находится он неподалеку от Севастополя – в поселке Черноречье Балаклавского района. Башня располагается у подножия живописной каменистой возвышенности. Давным-давно здесь стоял деревянный дворец, к которому и была пристроена башня. Во дворце жил высокопоставленный турецкий вельможа, владевший обширным имением. Чоргуньская башня – все, что он него осталось.
Эта достопримечательность Балаклавы имеет снаружи форму двенадцатигранника. Внутри башня круглая. Для чего она использовалась, историки так и не установили. Дело в том, что археологические раскопки на месте уникального объекта до сих не проводились. Тем не менее, башня обнесена оградой и ей присвоен статус памятника архитектуры.
Попасть внутрь башенного сооружения можно лишь по парапету. Он расположен на уровне третьего яруса. На первом этаже раньше располагалась большая емкость для хранения запасов воды. Остальные три этажа использовались в качестве жилых и хозяйственных помещений. Скорее всего, башня также выполняла роль дозорно-оборонительного пункта – несмотря на то, что в ней нет бойниц. Узкие окна в форме стрельчатых арок вполне подходили для ведения оружейного огня, а на верхней площадке без проблем могли разместиться несколько тяжелых пушек.
Стены строения выложены из бутовых камней, скрепленных друг с другом известняковым раствором. Внешние углы перевязаны рядами кладки из тщательного обработанного известнякового камня, который турки добывали в Инкермане. Грани здания имеют одинаковую ширину – 3,7 м. Толщина башенных стен – 1-1,5 м (на разных участках). Высота этой достопримечательности полуострова Крым – 12 м.
Когда Крым был присоединен к Российской Империи, деревянный дворец вместе с Чоргуньской башней перешел в собственность Карла Габлица – выдающего ученого, географа и путешественника своей эпохи. Габлиц был немцем по происхождению. Долгое время местная деревенька Чоргунь даже называлась в честь нового владельца – «Карловка». У Габлица часто гостил его друг Петр Паллас – еще один известный ученый, чья жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымским полуостровом. Палласа весьма заинтересовала башня. Он пришел к выводу, что сооружение возвели в период феодальной раздробленности.
Как уже говорилось, остается загадкой, применялась ли башня как оборонительный бастион в далеком прошлом. Но в Крымскую войну 1854 г. и во время ВОВ башня точно «участвовала» в боевых действиях. В 1854 г. здесь базировалось подразделение русских стрелков. Они вели огонь по английским позициям у Черной речки. Затем башня была превращена в неприступный форпост.
Во время Второй Обороны Севастополя в Чоргуньской башне попал в окружение разведывательный взвод Седьмой бригады морских пехотинцев. Зимой 1942 г. под покровом ночи бойцы-разведчики отправились в тыл к немцам, но возле башни были обнаружены вражеским патрулем. Советские солдаты успели скрыться в башне и занять оборону по всему периметру. Разведчики сумели продержаться до утра. Древняя каменная постройка выдержала даже прямое попадание из фашистского танка.
Фото