По мотивам статьи «В тени Эски-Кермена». Маршруты Игоря Белянского.
Находясь под впечатлением от прочитанной статьи Игоря Белянского «В тени Эски-Кермена» (опубликованной в сборнике «Топонимика Крыма 2010) я решил более детально исследовать данный район, тем более, что глядя на 500 метровку Горного Крыма, в этом районе можно обнаружить гору под названием Керменчик. А как мы помним, Керменчик в переводе означает Крепость. Итак, решено. В путь.
И вот в один из майских выходных дней 2011 года я отправился в путешествие. Правда, в отличии от Игоря Белянского я начал свое движение от села Красный Мак (бывшее Биюк-Каралез), которое прошел под аккомпанемент капель дождя, стучащих по зонту над моей головой.
Далее вдоль долины между селом и горой Баш-Кая, на которую непременно забрался для любования живописными краевидами.
Попил горячего чая из термоса и полюбовался на проглядывающую сквозь пелену туманного дождя скалу Кызык-Кулак-Кая – Щавелевая. Затем путь лежал по дороге в направлении бывшего села Крепкого и пещерного города Эски-Кермен, куда меня подвез человек, продающий сувениры и фотографии посетителям этого пещерного города. Причем, предложение подъехать исходило от него – еще раз выражаю свою благодарность.
Слово Игорю Белянскому:
Без малого полторы тысячи лет назад первые каменотесы взялись за обработку этой неповторимой скульптуры природы. Несколько веков труда жителей города,
позднее упомянутого как Кут-Телей, завершились созданием одного из самых изящных исторических ландшафтов Крыма.
Ближе к нашему времени лишенное жизни обиталище получило название Эски-Кермен, и уже не вспомнить, когда перестала зарастать сюда тропа народного интереса. Пройдем по этим местам, избегая утомленных посетителями маршрутов.Еще одну группу курганчиков повстречаем у вершины Яйля-Баша, а там, не доходя следующей лесистой горы Ташлых, спуск по накатанной дороге влево между оврагами Чотаман-Дересы и Земиль. В последнем — он справа по ходу — стоит осмотреть гроты Куртлу-Коба с вырубленными в средние века пазами для деревянных конструкций и Замиль-Коба (мезолитическая стоянка). Ниже — каскада прудов — откуда только вода берется, в устье Замиля, а сюда же сходятся долины Эски-Кермена, Черкез-Кермена и главные дороги, местность Сарайлар. Неукротимая в наши дни тяга хозяйственников к прекрасному помогла воплотить в жизнь и русское значение этого слова. Оправу для своих творений они выбрали достойную: палеогеновые пласты окружающих гор —
великолепный художественный материал. Невозможно привыкнуть к бесконечному разнообразию ликов этого небольшого даже по крымским масштабам уголка. Над ней возвышаются скалы Бор-Огы с чернеющими провалами гротов Замиль-Коба.
Здесь в районе гротов находятся мезолитические стоянки Замиль-Коба I и II. На стоянке I человек жил в период мезолита 10-8 тысяч лет назад, на стоянке II-в период мезолита и неолита 10-6 тысяч лет назад.
Культура этого периода получила название Азильская. Находки относящееся к ней обнаружены в Европе, но аналогичные находки найдены в слоях Замиль-Кобы. Ими оказались крупные и довольно грубые сегментовидные орудия из массивных широких пластин, резцы, кремнёвые острия, скребки, отбойники, гальки для растирания краски и другие изделия, близкие по общему их облику к азильским орудиям Западной Европы, а также сравнительно многочисленные, но столь же грубые костяные орудия.
Также в пещере Замиль-Коба обнаружены остатки захоронения черепов, при котором оказались украшения из рыбьих зубов – вырезуба. Такие погребения известны также в Европе и на Кавказе (в Абхазии) и по этнографическим материалам. Они связаны с почитанием духов умерших сородичей.
Населявших гроты людей относят к Сурско-днепровской культуре. Поселения обнаружены на островах Сурский, Шулаев, Стрелецкая Скала близ Днепропетровска, острове Виноградный к северу от Запорожья и др. Отдельные памятники данной культуры известны в Приазовье (Каменная Могила), на реке Орель и на Северском Донце.
Антропологические исследования мезолитических могильников в Крыму и в районе Днепровских порогов привело ученых к выводу о проникновении в эти районы групп населения их Передней Азии и с Кавказа. В то же время часть потомков древнейших насельников Крыма покинуло его, уйдя в северном направлении, вероятно за стадами диких лошадей, сайгаков и оленей. В целом миграции мезолитического населения происходили в направлении с юга на север. И основная масса пришельцев попадала в Крым через Керченский пролив. Но иногда люди шли в обратном направлении. Так в пещере Сюрень-II изучена стоянка с кремневыми орудиями, характерными по типу для Польши, Белоруссии и Верхнего Приднепровья.
При расселении мезолитических людей в Крыму и прилегающей к нему территории происходит обособление одних групп от других, группирование родственных общин в одном районе. Археологи прослеживают это явление, выделяя локальные варианты материальной культуры эпохи мезолита. При этом степные стоянки Левобережной Украины, Крыма и Кавказа объединяют в одну группу. В таком объединении, одном из многих на территории Европы и Азии, которые по изученному культурному слою имели заметные отличия друг от друга, можно видеть отражение складывающегося племенного группирования населения, более характерного для нового каменного века, или неолита.
Источник: http://isar.org.ua/storozhevoe-ukreplenie/grot-zamil-koba-gora-kermenchik.html
Фото
- Попытка приватизации грота
- Долина Замиль
- Дольмен советской эпохи )))
- Грот Замиль-Коба
- Охранялось государством
- Внутри грота Замиль-Коба
- Вид из грота Замиль-Коба
- Вид направо
- Вид налево
- Следы обработки
- Следы обработки
- Мезолитические стоянки Замиль-Коба I и II